Тематический сайт МАОУ «Гимназия №3» г. Перми
«СОПРИЧАСТНОСТЬ»

Любая вещь может стать началом большой
или малой истории

СЛУЧАЙНЫЙ АРТЕФАКТ
Александра Дедюкина
Если есть в мире места, которые можно назвать историческими, то Колизей, безусловно, одно из них. Этот памятный сувенир я привезла два года назад, когда мне в компании ребят и учителей нашей школы посчастливилось посетить Рим в рамках образовательной поездки по знаменитым городам Европы. По тем временам римский Колизей - действительно шедевр, созданный человеческими руками и воображением. Несмотря на бесчисленное количество реставраций, Колизей передает дух древнего Рима, воссоздаёт перед туристом картины сражений и увеселительных зрелищ. Находясь там, невольно проникаешься желанием не ограничиваться фактами, о которых нам рассказали на экскурсии, а потому я, приехав домой, почитала кое-что по истории Рима и Италии в целом. Именно в тот момент для меня стало открытием, что мировая история - очень увлекательная наука, которую можно постигать с удовольствием.
Результаты: точки роста

Результативность моей  деятельности  - это  не только в формальные показатели (баллы  на ЕГЭ,  растущее количество участников и победителей олимпиад, научно-практических конференций), но и   деятельность учащихся в конструируемом пространстве со-причастности.

Участие ребят в разнообразных акциях, выбор тем исследовательских работ по истории, изменение качества рефлексивных эссе,  включение в проекты (карта проектов показывает их разноплановость) в качестве  инициаторов, разработчиков, участников является показателем сформированности гражданской идентичности наших учащихся.

Мне кажется, самое главное, когда ученики, пройдя вместе школьный путь исторического познания, обретают иной способ видения мира. Они могут отметить координаты своей жизни в обществе и наполнить эту жизнь значимой деятельностью. Они понимают,  для чего им это надо, как это можно делать, каков может быть результат, что он даст им и обществу в целом. 

Электронное портфолио

Свидетельство этого – истории судеб моих выпускников.

 

Лист эксперта (педагогический инструмент, позволяющий учителю видеть, как продвигается учащийся, какие трудности испытывает в условиях конструирования пространства со-причастности) 

 

Мой путь в проекте. Рефлексивный лист (роль организатора, автора, соавтора проекта)

 

В 2010 году Калинина Алина сдала ЕГЭ по истории на 100 баллов.

 

 

 

В 2011 году один из наивысших баллов по истории  Довгалюк Илья 90 баллов.

 

 

 

 

Пестова Ирина 

Диплом призёра XXVIII краевого конкурса исследовательских работ учащихся в области социально-гуманитарных наук, секция «Возрастная и социальная психология» 2008.

Похвальный отзыв XXIX краевого конкурса исследовательских работ учащихся в области социально-гуманитарных наук, секция «Общая и социальная психология» 2009г., 2010г.

Призёр олимпиады школьников «Ломоносов» МГУ по психологии (профильный предмет обществознание) 2011г.

 

Сорожкина Юлия, выпускница 2014 года, студентка МГУ

Диплом регионального победителя II степени Всероссийского «Молодёжного чемпионата по психологии». 2012 г.,

Похвальный отзыв за хорошие результаты в конкурсе – игре «Лис – любитель истории» 2012г

победитель отборочного тура и участник очного тура олимпиады школьников «Ломоносов» МГУ 2013г.,

Участие в проекте университетского округа ВШЭ НИУ в зимней гуманитарной школе НИУ ВШЭ г. Москва в 2013г.

Призер XXXIII краевого конкурса исследовательских работ учащихся в об-ласти социально-гуманитарных наук. Секция «История». Исследовательская работа «Легенды о чадинском доме». 2013 г

Призер регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории, 2014

Студентка исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова с 2014г.

Отмечена грамотой за курсовую работу по отечественной истории "Русская политическая мысль 15-16 вв. по материалам сочинений Вассиана Рыло, старца Филофея, Федора Карпова, "Сказания о князьях владимирских"

История в моей жизни

Интересно, что во многих языках обозначение маленького рассказа и монументальной науки это одно слово - история. Парадоксально, что во все времена при разных политических режимах «рассказать историю» равно применительно в отношении обеих семантических категорий. Но очевидно, науку историю рассказывать нельзя. Равно как нельзя использовать науку как инструмент оправдания принимаемых решений. Отказываюсь признавать необходимость обучения на «ошибках» предыдущих поколений, то есть обращения к истории как к опыту предшественников. В таком случае становится предельно понятным необходимое отсутствие в арсенале профессионального историка оценочных суждений по отношению к достоверным историческим фактам. Историк находит истину в прошлом, но без влияния на настоящее и будущее.  Нужно пояснить: профессионал создаст выводы на основе фактов, но важно, что такие выводы не будут им использованы как инструмент пропаганды. Историк не поставит себя в роли справедливого судьи, который авторитетно расскажет, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Сейчас я как никогда понимаю: история это системная наука, включающая огромный комплекс методов, и если этой научной сферой заниматься профессионально, нельзя забывать о собственной ответственности перед настоящим и  будущим. Даже сам набор фактов, сконструированный историком для исследования определенной проблемы, может нести характер оценочного суждения. Настоящий историк с фактами в прятки играть не должен, ему по силам создавать огромное пространство информации, представлять объемную панораму, смотреть на историческое явления сверху, несколько отстраненно.

Для меня историческая наука - основной род деятельности, будущая профессия, сфера моих интересов, наполненная перспективами безграничных научных открытий. Согласна, что это может звучать несколько наивно, но я твердо убеждена, что исследование прошлого воссоздает картину развития человечества. Даже, казалось бы, незначительные научные прорывы на национальном или региональном уровне позволяют реконструировать причинно-следственные связи  явлений, окружающих нас в нашей повседневности. История призвана ответить на главный вопрос «почему?», а историк может вовремя задать такой вопрос.

Клецкова Марина, выпускница 2014 года, студентка Омской Академия МВД РФ

I место на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников 2011/2012,

победитель отборочного тура и участник очного тура олимпиады школьников «Ломоносов» МГУ 2012г., 2013г.,

Диплом I степени в Международной Олимпиаде по основам наук, предмет история. 2012 г.

Студентка Омской Академия МВД РФ. Факультет: правовое обеспечение национальной безопасности с 2014 г.

Участие в научно-исследовательской конференции Омской Академии МВД РФ "Человек. Общество. Право" диплом 2 степени. Дисциплина - истории государства и права.

 

 

Муравьёв Виктор

Похвальный отзыв за хорошие результаты в конкурсе – игре «Лис – любитель истории» 2012г.,

Победитель отборочного тура и участник очного тура олимпиады школьников «Ломоносов» МГУ 2013г.

 

 

 

Осипов Максим, выпускник 2011 года

Грамота XXIX краевого конкурса исследовательских работ учащихся в области социально-гуманитарных наук, секция «История». 2009. «Города побратимы: Пермь – Луисвиль»

 

 

 

Белова Лера, выпускница 2014 года, студентка НИУ ВШЭ (Пермь)

Диплом II степени в конкурсе – игре «Лис – любитель истории» 2012г.

Призёр отборочного тура и участник очного тура олимпиады школьников «Ломоносов» МГУ 2013г.

Студентка НИУ ВШЭ (Пермь) с 2014

Куратор внеучебного кружка "Юный криминалист НИУ ВШЭ" 2014-2015уч.год

Участник Молодежного форума Приволжского Федерального Округа iВолга - 2015 (региональный этап)

 

 

 

Шихов Кирилл, выпускник 2011 года, студент РГПУ

Диплом I степени в конкурсе – игре «Лис – любитель истории»,

Диплом призёра XXVIII краевого конкурса исследовательских работ учащихся в области социально-гуманитарных наук, секция «История» 2008г.

Призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады по истории 2010 г.,

ЕГЭ по истории 2011 – 92 балла

Студент РГПУ им. А.И.Герцена, факультет социальных наук

История в моей жизни

Для кого-то история - это всего лишь базовый школьный предмет, для кого-то - это наука, которая просто изучает прошлое, а для меня история, еще со времен обучения в гимназии, занимает особое место в жизни. Интересуясь различными событиями, явлениями, личностями я все больше познавал прошлое не только нашей страны, но и всего человечества. Кроме того, история для меня стала огромной почвой для размышления, догадок и гипотез, так как все события в ней не обособлены друг от друга, а взаимосвязаны. А ведь изучая историю человечества, начинаешь узнавать самого себя, свою культуру. История для меня выступила наукой, объединяющей все другие области знания и дающей полную картину прошлого: великие научные достижения, культура и искусство, этнология, география и так далее.

Мой школьный интерес к истории впоследствии перерос в желание не только изучать ее как науку, но и самому внести в нее какой - либо вклад. Конечно, сложно стать неординарной личностью и попасть в учебники, но гораздо интересней самому составлять их, творчески подходить к любимому делу. В настоящий момент, пройдя через множество сомнений, я учусь на факультете социальных наук РГПУ имени А.И. Герцена на специальности "История". Для меня представляет большой интерес европейская история Средних веков, история оружия, Древняя Русь. Одним из интереснейших моментов учебы стала археологическая практика в Великом Новгороде, которая не только позволила мне сделать свой собственный вклад в науку в виде нескольких занимательных находок, но и сблизила меня с одногруппниками, такими же увлеченными историей, как и я.

 

Кривощеков Владислав, выпускник 2014 года, студент НИУ ВШЭ

Участие в проекте университетского округа ВШЭ НИУ в зимней гуманитарной школе НИУ ВШЭ г. Москва в март 2013г., март 2014

Призовые места в олимпиадах по психологии

Диплом 2 степени в Высшей пробе по психологии

Исследовательской работы в 10 классе на тему "Ошибки атрибуции в сфере работодатель-работник"

Поступление на псих.фак ВШЭ в Москву 2014

Участие в проекте в ПИ РАО "Смысл жизни и судьба: как построить собственное будущее", Москва, 2015г.

Волонтерство на психологических конференциях. Москва 2014, 2015 гг.

 

Березин Виталий

Призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады по истории 2010г.

Похвальный отзыв за хорошие результаты в конкурсе – игре «Лис – любитель истории». 2010 г.

Выпускник пермского государственного национального исследовательского университета, юридический факультет, кафедра предпринимательского права.

Победитель Ежегодных Дебатов студенческого научного общества в 2014 г.

Автор статьи "Проблемы доказывания цели причинения вреда в деле об оспаривании подозрительных сделок должника" (Студенческий сборник ПГНИУ,2015 г.)

 

Клестова Дарья

Победитель конкурса "Градус патриотизма" в 2015 году

Призер заочного этапа олимпиады школьников "Юные таланты" в 2014 году

Муниципальный победитель молодежного исторического чемпионата в 2015 году

 

Гурдина Алёна, выпускница 2013 года, студентка МГУ 

История в моей жизни

Высока доля вероятности, что предпринятые Вами размышления о том, что есть смысл человеческой жизни, сведутся к той мысли, что смысл жизни в самой жизни. Я тоже не раз думала об этом и поняла, что только осознав значимость истории как пространства, объединяющего все места, времена и всех людей, существовавших, существующих и будущих существовать, можно отыскать ответ на вопрос о смысле жизни. Каждое место пропитано энергией времени, но почувствовать ее можно только тогда, когда знаешь его историю. Каждое событие являет собой составляющую общей последовательной цепочки событий, и понять это помогает тоже история. Законы, научные открытия, произведения искусства, языки, географические открытия - динамическое (то есть посредством истории) постижение всех вещей в этом мире позволяет найти и свое собственное место в нем. И тогда понимаешь, что смысл жизни заключается не просто в самой жизни, а в жизни осознанной, в жизни, проживая которую ты отдаешь себе отчет, какое место эта жизнь занимает в жизни всего мира в целом.

Любимова Дарья, выпускница 2014 года, студентка СПбГУ

История в моей жизни

Важный этап, который я переживаю в своей жизни, -  это учеба в Санкт-Петербургском государственном университете, и поэтому значимость истории стала ясна для меня именно там. Будучи студенткой факультета истории искусств, я осознаю, насколько важно понимать исторический контекст для более глубоко анализа культурных процессов. Каждый памятник искусства – своего рода артефакт, имеющий свою ценность для целой страны, существует в рамках определенного исторического момента, который формирует смысл этого памятника, прививает ему соответствующую историческому мгновению коннотацию. К примеру, Собор Воскресения Христова на Крови (или иначе – Спаса-на-Крови) в Санкт-Петербурге пробуждает в нас воспоминание о трагической смерти Александра II, а в большем масштабе – погружает нас в те насыщенные влиянием революционных идей годы. Таким же образом, время русского авангарда, когда развивались такие течения в искусстве, как футуризм, лучизм, алогизм, супрематизм, абстракционизм, а в так называемом красном углу  вместо иконы на футуристической выставке «0,10» висел черный квадрат – все это так или иначе в нашем сознании связывается с революцией.

Также история позволяет более объемно воспринимать информацию, быстрее впитывать ее. Хотя бы потому, что она формирует наше мышление. Причинно-следственные связи, умение проектировать ситуацию, работать с артефактами, «историческими уликами» в образе источников, документов, деталей события – все это я приобрела именно на уроках истории. Более того, история позволяет научиться смотреть на ситуацию с разных сторон, то есть проводить комплексный анализ, используя и визуализированные источники (культурные памятники), и статистику, рассматривать факты, выстраивать их последовательность, а также привлекать к исследованию и прогрессирующие в то время те или иные философские концепции, идеи, которые часто отражаются в художественной литературе и выступают своего рода реакциями на события. Именно история содействовала и помогала процессу формирования во мне базовых навыков когнитивного мышления, которыми должен овладеть каждый человек. Однако осознание этого пришло ко мне только в университете, когда пришлось выходить на новый уровень образования и знакомиться с более серьезными и сложными заданиями.

Но, пожалуй, особое значение данная дисциплина сыграла в выработке моего мировоззрения, в усвоении мною общечеловеческих ценностей. С одной стороны, подобные фразы могут звучать слишком громко и «пафосно», но я считаю, что именно история создает тот ценностный пласт, который цементирует наше общество. Историческая и культурная память уже почти на генетическом уровне передается из поколения в поколение, дабы совершенствовать нас.

Именно поэтому история сыграла большую роль  в моей жизни и продолжает оставаться важным фактором моего развития. Хотя, возможно, дело в методе преподавания и в системе обучения исторической дисциплины конкретно в нашей школе.

Колесников Кирилл, выпускник 2013, студент 3 курса факультета конфликтологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов

История в моей жизни играет важную роль, поскольку я привык считать, что человек, который не знает своей истории и истории в целом, не может считаться культурным и не достоин того, чтоб считаться гражданином. Дело даже не столько в принадлежности к тому или иному государству или определенной общественной формации, а в понимании себя как части чего-то, что когда-то началось, и все еще продолжается.

В последнее время в научных и интеллектуальных кругах часто обсуждаются понятия идентичность, национальное самосознание, национальная принадлежность, этничность и другие, связанные с определением человека как части чего-то большего, той или иной общественной группы.

Я считаю, что очень важно понимать частью чего ты являешься и не быть своего рода бесхозным субъектом, или Иваном, не помнящим родства. Чем больше ты знаешь о себе и о собственной сопричастности с историей семьи, района, города, страны и т.д., тем интереснее тебе жить, тем проще найти себя в обществе и найти себе то окружение, которое будет подходить тебе как культурно, так и психологически. Ярким примером этого может быть нахождение человеком своего земляка в далеком от дома краю. Таким людям сразу же есть о чем поговорить, что обсудить и куда пойти вместе.

В не столь давние времена во многих странах мира существовала так называемая норма, согласно которой человека можно было называть благородным. Не исключаю и то, что такая норма существует до сих пор. Так вот, благородным считался человек, который знает свою родню до седьмого колена включительно. Знает, кто чем занимался, кто кем был и по чьим стопам этот благородный человек пошел или не пошел. Знание своей родословной опять же яркий пример того самого понимания себя как части чего-то большего.

Что касается национального самосознания и национальной принадлежности, то хочется сказать, что она опять же дается нам во многом через наших родителей, и в некоторых случаях, а вернее в некоторых человеческих судьбах, появляется в связи с той или иной ситуацией, в которой оказывается человек. Например, ясно, что если я родился в России, моя мама с Украины, а папа русский, то я буду считать себя русским, но на 50% с украинскими корнями. Если копнуть еще глубже на несколько поколений, то окажется что у меня есть не только украинские, но и другие корни. Таким образом, я могу делать определенные антропологические выводы из своей родословной. Культура каждого народа богата и интересна, при том, что все эти культуры разные и все могут чем-то гордиться и чего-то стыдиться. К какой национальности человеку себя относить дело каждого, однако в каждом выборе должно быть свое рациональное зерно и своя логика. В наше время вопросы, связанные с национальностью и этнической принадлежностью являются особенно сложными и имеют повышенную степень конфликтности, т.к. ошибка в некоторых случаях может стоить человеку жизни.

Развивая тему истории в моей жизни, хочется также задеть ее религиозный аспект. Поскольку я рожден в России, и считаю себя русским по национальности и россиянином по гражданству, я с детства включен в поле православной культуры. Для меня из всех конфессий, православие роднее и ближе, чем другие, несмотря на то, что многие из прочих представляют для меня интерес. Точно так же для многих других людей, которых с детства родители водили в церковь, мечеть, синагогу, пагоду и т.д. Тут, как говорится, все мы родом из детства. И наши детские воспоминания и ассоциации для нас приятнее многих других, поскольку детство – это период формирования человека как личности и как гражданина. Как каждого в детстве воспитали, какие комплексы в нем сформировали и от каких он в дальнейшем процессе социализации избавился, будет влиять на дальнейшую жизнь каждого. Здесь психологи не дадут соврать.

В завершение моего эссе, хочется вспомнить мой любимый рассказ, который называется «Студент». Автор его А.П.Чехов, который также считал это произведение одним из своих самых любимых. В нем описываются рассуждения студента, который находится в непростой ситуации, но благодаря своему религиозному самосознанию, он проводит нить между настоящим его временем существования и между временем жизни Иисуса Христа и его Святых Апостолов. Им в их время было также непросто, а возможно и еще сложнее, и также они сидели у костра в ночь, когда Иуда предал Сына Божьего. И именно то самое понимание начала чего-то в прошлом, и продолжения этого в настоящем, дает студенту силы идти дальше, бороться, жить, добиваться своего и давать возможность новым людям, которые будут жить после нас, также жить и знать, что они – это продолжение чего-то, что когда-то имело свое начало, и наверняка не хотело кончиться по причине обычного незнания и невежества. Так что история в моей жизни – это возможность знать, что я несу ответственность не только за себя, но и за то, что было до меня. И я должен уважать это, понимать это, гордиться этим и передавать своим потомкам.

Опрос
Цитата недели

"Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать". Дж. Родари

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ


Яндекс.Метрика
Общее количество посетителей на сайте за всё время:
html counterсчетчик посетителей сайта