Тематический сайт МАОУ «Гимназия №3» г. Перми
«СОПРИЧАСТНОСТЬ»

Любая вещь может стать началом большой
или малой истории

СЛУЧАЙНЫЙ АРТЕФАКТ
Александра Дедюкина
Если есть в мире места, которые можно назвать историческими, то Колизей, безусловно, одно из них. Этот памятный сувенир я привезла два года назад, когда мне в компании ребят и учителей нашей школы посчастливилось посетить Рим в рамках образовательной поездки по знаменитым городам Европы. По тем временам римский Колизей - действительно шедевр, созданный человеческими руками и воображением. Несмотря на бесчисленное количество реставраций, Колизей передает дух древнего Рима, воссоздаёт перед туристом картины сражений и увеселительных зрелищ. Находясь там, невольно проникаешься желанием не ограничиваться фактами, о которых нам рассказали на экскурсии, а потому я, приехав домой, почитала кое-что по истории Рима и Италии в целом. Именно в тот момент для меня стало открытием, что мировая история - очень увлекательная наука, которую можно постигать с удовольствием.
Педагогическая миссия

Педагогическая миссия всегда была для меня чем-то глобальным, пока я не увидела образ, которым представил новые педагогики А.Г.Асмолов – новая палитра образования. И стало все понятно, в чем мое профессиональное предназначение, основной педагогический смысл.  

Свою педагогическую миссию я вижу в создании условий для освоения учащимися социально-культурного пространства посредством включения в различные виды деятельности, построение индивидуальных образовательных траекторий развития, формирование высоких конкурентных и адаптивных качеств.

 

Место и роль учителя в современном образовании.

 

Современный мир и современная ситуация образования требует от учителя пересмотра педагогических установок, расширения собственного образовательного пространства и грамотного отбора предметного материала и адекватного возрасту психолого-педагогического инструментария.

 

Организация образовательного процесса учащихся на основе системно-деятельностного подхода и развития поисково-исследовательской активности придаёт процессу обучения характер совместной деятельности учителя и ученика, т.е. реального сотрудничества. Когда ученик находится в активной поисковой или исследовательской деятельности, его действия сложно регламентировать. Отсюда и деятельность педагога, призванную корректировать действия учащегося, трудно загнать в рамки. Деятельность учителя приобретает творческий характер и делает учителя субъектом обучения, как и ученика.

Если определять собственную позицию в образовании – это, прежде всего, понимание детства как стратегического ресурса развития общества.

Современная ситуация в образовании после принятия ФГОС НОО и ООО обуславливает системные изменения в образовательной сфере и ставит перед учителем новые задачи: наряду с повышением уровня академических знаний учащихся равнозначным результатом деятельности педагога становится развитие личности ребёнка и освоение им универсальных учебных действий.

На этапе подготовки к введению ФГОС ООО важно понять, выделить и зафиксировать метапредметные результаты. При этом нужно понимать, что метапредметные результаты формируются и другими предметными областями, поэтому необходимо качественно новое взаимодействие педагогов, способное создавать интегрированные курсы и диагностические задания, погружающие учащихся в поисково-исследовательскую деятельность на содержании разных предметов.

В области предметных результатов, безусловно, остаются требования к формированию мировоззрения, овладению теоретическими знаниями и воспитанию гражданственности. Однако предметное содержание и предметные результаты необходимо переосмыслить. Предметный результат – это не набор отдельных знаний и умений, это иное качественное культурное новообразование, которое позволит школьнику решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжить обучение на последующих ступенях образования. В данном контексте личностные результаты образования становятся главными, т.к. именно они способствуют формированию личности учащихся, развитию таких личностных качеств, как активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплина, умение делать выбор, давать оценку фактам и событиям, вступать в конструктивный диалог, уметь аргументировать, уважать чужое мнение. Всё это в конечном результате способствует осмысленному и ответственному построению личной жизненной траектории, инициирует ответственное социальное действие, в основе которого лежат нравственные и культурные ценности. Формирование личностных результатов возможно через включение учащихся в разные виды деятельности и создания комфортной образовательной среды.

 

В гимназии сложилась практика проектирования и реализации учащимися 8-9 классов индивидуального образовательного маршрута. Это помогает учащемуся осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, чтобы к концу 9 класса сделать более осознанный выбор профиля или другого ОУ.

 

Составлять маршрутный лист предполагается на основе принципа конструктора. Ученик выбирает из перечня образовательных ресурсов, предложенных школой, или иных, доступных ученику. В ходе заполнения маршрутного листа анализируются результаты прошлого года, заполняется рефлексивный модуль маршрутного листа, ведется разговор о планировании пути собственного продвижения в этом учебном году. Затем ученик конструирует свой образовательный маршрут на новый учебный год, выбирает образовательные ресурсы из числа предложенных (работа над исследовательским проектом, факультативы по предметам, участие в олимпиадах различного уровня, социальные практики и другое).

Организация исследовательской деятельности - ещё один важный элемент подростковой школы. Исследовательская деятельность понимается мной в широком смысле как естественная потребность человека в познании окружающего материального мира, общества, самого себя, как родовая исследовательская способность человека. Особое место в данном процессе занимает в гимназии сквозной надпредметный курс «Технология развития»,  который создаёт особое образовательное пространство, направленное на развитие исследовательских способностей учащихся, самоопределение и самореализацию. Вот пример исследовательских работ, выполненных учащимися в этом учебном году: «Поход Ермака и присоединение Сибири», «Феномен самозванчества на примере смутного времени», «Нашествия на Русь с Востока и Запада в XIII веке: сравнительная характеристика» и т.д.

Учащиеся, которые проявляют устойчивый интерес к истории, привлекаются в качестве экспертов в младшие классы, выступают руководителями проектных групп по истории, разрабатывают викторины, интеллектуальные конкурсы для своих одноклассников.

Основной задачей на современном этапе преподавания истории в 8-9 классах вижу проведение «внутренней экспертизы» курса истории на соответствие новым стандартам, выделение метапредметных и личностных результатов, выстраивание единой линии развития метапредметности в рамках курса истории с 5 по 9 класс с учётом возрастных особенностей.

В данном направлении методическим объединением учителей истории и обществознания гимназии выполнены следующие действия:

- изучение новых требований к составлению программ;

Мною составлен основной базовый понятийный аппарат предмета истории, определены виды деятельности на уроках соответствующие возрасту учащихся, выделены места в программах для разновозрастной деятельности учащихся и внеаудиторных форм работы.

- выбор новых УМК;

Разработаны подходы к отбору УМК по истории, которые включают в себя системность, доступность, наличие электронных приложений, наличие сайта интернет-поддержки, тетрадей с заданиями, формирующими универсальные учебные действия, книгу для чтения и учёт возрастных особенностей учащихся.

- поиск и внедрение инновационных форм организации образовательного процесса.

Разработка и внедрение проектной задачи по истории. Под проектной задачей понимается система или подбор заданий, которые целенаправленно стимулируют действие учащихся на получение не существовавшего в практике ученика результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы учащихся. Проектная задача принципиально носит групповой характер.[1] Мною были разработаны и проведены проектные задачи по истории для начальной и основной школы: «Тайны истории» для 1 – 2 класса, «Разговори источник» для 3-4 класса, «Жить стало лучше, жить стало веселей. (Изучение влияния идеологии на жизнь советского общества в 30-ые гг.)» - 8-9 класс. Проектная задача осваивается в рамках внеурочной деятельности, и в её решение включаются учащиеся разных классов.

Еще один вид деятельности, который развивает критическое мышление, умение аргументировать, формирует навык публичного выступления и конструктивного взаимодействия - освоение и проведение коммуникативных боёв по истории в 8 – 9 классах. В этом учебном году были проведены коммуникативные бои по следующим темам: «Кто творит историю - народ или личности?», «Народовольцы - герои или преступники?».

 

Освоения исторического материала и особенно понятий более качественно происходит в результате творческой деятельности. «Творчество – это размышление над известным, в результате которого появляется новый, личностный смысл знания. Открывается его «значение для себя», личностная ценность»[2] Учащимся предлагается на выбор создать и представить на уроке Prezi презентации или в мультимедийном формате плакат или ленту времени по заданной теме, для этого учащиеся используют следующие программы: edu.glogster.com; timefoast.com. Творческая деятельность с использованием современных технологий вызывает огромный восторг и интерес учащихся, позволяет удерживать высокую учебную мотивацию, формирует навык работы с информацией: отбор, анализ, структурирование и создание видеоряда, соответствующего эпохе.

 

Пожалуй, самым важным и сложным элементом педагогической деятельности по освоению ФГОС ООО является система оценки предметных и метапредметных результатов. В данном направлении необходимо создавать оценочную систему, ориентированную на обучение подростков на само- и взаимооценивание. Для этого на этапе планирования вместе с учащимися мы выделяем параметры, по которым можно определить знание и понимание темы (исторические понятия, даты, события, исторические личности, причинно-следственные связи), набор заданий, позволяющих контролировать свои действия в ходе изучения темы. Мной разрабатываются и предлагаются учащимся задания, расширяющие и углубляющие некоторые вопросы темы, или используются олимпиадные задания (Всероссийской олимпиады, олимпиады Ломоносов МГУ и др.). Определяем время и место предъявления заданий (во время урока, в социальных сетях, в электронном журнале и т.д.). Всегда нужно помнить, что учащийся имеет право на коррекцию своих знаний и право выбора уровня заданий.

 

Показателями качественно организованного исторического образования в основной школе считаю следующее:

- составление и публичная защита учащимися 8 – 9 классов Индивидуальных образовательных маршрутов – 100%;

- количество выборов и проб, которые осуществляют учащиеся в образовательном пространстве основной школы при изучении обществоведческих дисциплин;

- включение в исследовательскую и проектную деятельность 90% учащихся;

- увеличение числа участников олимпиад и конкурсов с 47% учащихся до 82%; а так же увеличение призовых мест 6 человек в 2009/2010 уч. году до 20 человек в 2012/2013 уч. году;

- I место на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2012г. учащейся 9 класса;

- прохождение итоговой государственной аттестации ГИА по выбору по предмету история по результатам Портфолио.

- увеличение доли обучающихся в профильных группах по истории и обществознанию в старшей школе.

 

Задаю себе вопросы: Как не потерять то, что уже приобретено учеником? Как научить переносу освоенных способов действия с учебной деятельности на внеучебную (особенно при переходе в основную школу, когда учебная деятельность перестает быть ведущей)? Как соотносится роль учебной и внеучебной деятельности в развитии компетенции социального взаимодействия на разных этапах школьного образования?

Одним из диагностических моментов по развитию социальной компетентности можно считать реализацию детских инициатив, когда у подростков и юношей возникает необходимость самостоятельно создать средства и способы достижения собственных целей. Роль педагога в этой ситуации меняется, транслировать компетентности невозможно, можно создать условия для её возникновения и реализации.

Такими условиями в основной и старшей школе являются:

- технология социального проектирования;

- деятельность детских органов самоуправления;

- детское творческое объединение «Акварель»;

- ежегодные творческие сборы;

- психологическое сопровождение внеучебной деятельности, направленное на формирование конструктивных способов взаимодействия и развитие лидерских качеств учащихся основной и старшей школ.

Учащиеся моего класса являются организаторами и активными участниками мероприятий, которые проходят в гимназии, районе, городе и крае. С большим уважением относятся к укладу школьной жизни и сами создают новые традиции. Они являются авторами традиционных творческих сборов: «Время важных дел» 2010г., «Современная Россия: стратегия молодых» 2011г., «Центр инноваций: Творим настоящее будущее» 2012г.; «Движение на опережение» 2013г., авторы творческого проекта «Гимназия в лицах»; активные участники благотворительного фонда «Ангел-хранитель»; разработчики и организаторы летней Программы «Школа успеха»; участники команды-победительницы городских и краевых этапов Всероссийских соревнований «Школа безопасности» 2009, 2010, 2011гг.; активные участники военно-спортивных и военно-патриотических конкурсов и соревнований; участники сборной команды гимназии в спортивных соревнованиях; авторы социально-значимых проектов «День здоровья» и «День футбола»; члены Школьной службы примирения; авторы и организаторы акций: «День Памяти», «Теплые ладошки», соавторы и организаторы переговорной площадки «Дети – городу» в рамках проекта ЮНИСЕФ «Города, доброжелательные к детям»; организаторы городских Фестивалей школ развивающего обучения; победители районного этапа авторской песни им. Булата Окуджавы; авторы-победители проекта «Летняя ремонтная бригада» в рамках конкурса культурных и социально-значимых проектов гимназии…

 

Из аналитической справки, представленной в апреле 2013 года

на Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений ПНПО

Корчагина Ольга Игоревна

 

 

[1] Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе, М., Просвещение, 2011, С.47

[2] Галкиной А.Е. Доклад на тему: «Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках истории и обществознания» http://school78.okis.ru/MO_gumanitar.html

Опрос
Цитата недели

"Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать". Дж. Родари

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ


Яндекс.Метрика
Общее количество посетителей на сайте за всё время:
html counterсчетчик посетителей сайта