Тематический сайт МАОУ «Гимназия №3» г. Перми
«СОПРИЧАСТНОСТЬ»

Любая вещь может стать началом большой
или малой истории

СЛУЧАЙНЫЙ АРТЕФАКТ
Алиса Корсакова
Эти часы мой прадедушка Сергей Ильич Сакулин нашёл в немецком окопе, это немецкие часы, что легко определить по надписи на задней стороне крышки. Там имеется дарственная надпись на немецком языке, датированная 1900 годом. Мой прадедушка воевал в мотострелковых войсках пехоты с 1942 по 1947 гг. До войны мой дедушка был учителем черчения и рисования (а после войны преподавал еще немецкий язык), а во-время войны специально получил рабочую профессию, чтобы попасть на фронт (учителей в Чердыни на фронт не брали). И так, мой прадедушка дошёл до Берлина и вернулся с победой (и с тяжелым ранением). Эти часы хранит мой папа, буду хранить и я, в память о моём прадедушке.
Метапредметность

XXI век заявляет новые требования к профессиональной успешности: профессионалы XXI века - это специалисты широкого профиля, для которых не существует непреодолимой границы между гуманитарным и естественно-научным знанием и между совершенно несмежными дисциплинами. Впервые обращение к проблеме  метапредметности в школьном образовании  было осуществлено в ФГОС второго поколения.

Существует три научные школы, которые разрабатывают идеи метапредметного подхода:

 

 

- Научная школа Андрея Викторовича Хуторского рассматривает метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, который обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. Для обеспечения такого процесса нужны особые учебные дисциплины – метапредметы или метапредметные темы, например:  «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение».

 

 

 

- Юрий Вячеславович Громыко — российский психолог, педагог, методолог. Директор НИИ Инновационных стратегий развития общего образования (НИИ ИСРОО) Департамента образования города Москвы. В науке и педагогической практике все больше сторонников находит именно его мыследеятельностная педагогика, которая является продолжением теории развивающего обучения Василия Васильевича Давыдова. Она направлена на формирование теоретического мышления и универсальных способов деятельности. Блок метапредметов надстраивается над преподаванием традиционных учебных предметов. В этом блоке у учащихся формируются метазнания и метаспособы. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». В основу этих двух подходов положена идея отражения метапредметности не только в деятельности, но главным образом в содержании отдельных учебных метапредметов и метапредметных тем.

- Сегодня педагогам более знакома идея Александра Григорьевича Асмолова, которая легла в основу ФГОС, строится на деятельностной форме,  трактует метапредметный подход как освоение учащимся УУД. Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову)  включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими  основу умения учиться. Универсальные учебные действия - это и есть метаумения, которые в новом стандарте являются  основой метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Метапредметные результаты  образовательной деятельности проявляются в освоении учащимися обобщенных способов действий с учебным материалом, позволяющих им успешно решать учебные и учебно-практические задачи как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Идея А.Г. Асмолова интересна тем, что позволяет формировать метапредметные результаты в процессе изучения  всех без исключения школьных предметов.  В предметах порождаются метапредметные результаты, которые являются универсальными умениями. Эти результаты используются в других предметах, в познавательной и социальной практике ученика. Главным средством, обеспечивающим достижение этих результатов, является учебная деятельность. Это та деятельность, которая неразрывно связана с  образовательным процессом и в определенные возрастные периоды является ведущей, обеспечивающей личностное развитие ребенка. 

Учителю, знакомому с теорией развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, несложно найти такие педагогические приемы и техники, которые позволяют включить ребенка в процесс учебной деятельности, направленной на открытие нового знания и новых способов действий.  Несомненно, реализация метапредметного подхода потребует освоения новых образовательных практик. Одной из них является  проектная задача, которая может носить предметный и метапредметный характер.

Особенности метапредметного занятия

 

Скачать презентацию

 

Скачать презентацию

 

Опрос
Цитата недели

"Не знать истории — значит всегда быть ребенком". Цицерон

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ


Яндекс.Метрика
Общее количество посетителей на сайте за всё время:
html counterсчетчик посетителей сайта